Режиссер Денис Левчук о борьбе с «закладчиками» через социальное кино.
Сегодня в стране остро стоит проблема «закладчиков»: агенты вовлекают подростков обещаниями больших заработков и толкают на уголовное преступление. В итоге в стране более 60% заключенных, осужденных по статьям связанным с хранением и распространением наркотиков. А подростки с неокрепшим характером просто не понимают последствий наркокурьерства. Мы лично пообщались с Денисом Левчуком, обсудили его взгляды на проблему, жанр социальной драмы, молодежное воспитание и цели картины: «в какой момент запрещающие вещества стали в моде у подростков? Кто же является виновником этих соблазнов и как этого избежать?»
«Молодежи просто неинтересно вникать в лекции или документальное фильмы. Для них это просто сухая информация и вера, что с ними такого не произойдет. Многие родители просто не хотят заниматься социальным воспитанием, ибо считают, что их семьи это не коснется. По-итогу мы получаем множество искалеченных судеб. С подростками надо разговаривать их языком». - Денис Левчук
Именно по этой причине отставной офицер Денис Левчук взялся за воспитание молодежи. Он решил донести до ребят простую мысль: каждое противозаконное действие имеет последствия. Денису было очевидно, что делать это нужно не через протокольные инструменты, а при помощи художественного фильма с захватывающим сюжетом, яркими актерами и доходчивым смыслом. Социальная драма - жанр, который сочетает в себе элементы театра и кино, направленный на освещение социальных проблем и вопросов, связанных с личными и общественными конфликтами.
- Расскажите о фильме: как появилась идея и активная социальная позиция. У нас в кино эту тему деликатно обходят, есть всего несколько фильмов: «ЮЗЗЗ», «Оффлайн». Они хоть и деликатно завершают все драматической концовкой, но все же больше развлекательные, герои в них вполне себе положительные до последней серии.
После 13 лет военной службы, я работал в Федеральной Службе по Контролю за Оборотом Наркотиков. Там я впервые задумался, почему столько молодых людей, в поисках легких денег, идут на огромные риски. Их не пугают ни огромные сроки, ни крест судимости, который они ставят на своем будущем, ни судьбы их родных и близких. Ведь я видел, что так много профилактических мероприятий проводили тогда в школах, колледжах, институтах, снимали и демонстрировали документальные фильмы, но количество осужденных среди молодежи за преступления, связанные со статьей 228 только росло. Скорее всего не хватало адаптивности к языку подростков, с ними говорили «по взрослому», а им было неинтересно вникать в лекции и документальные фильмы, а родители не вели работу, свято веря, что это коснется кого угодно, но не их ребенка.
Спустя время, после расформирования ФСКН России, я перешел в сферу кинопроизводства. Меня посетила мысль, что создание художественного фильма- это тот самый универсальный подход к профилактике, который понятен и интересен родителям и детям. Все любят смотреть фильмы, отождествлять себя с героями картины, примерять на себя их образы и судьбу. Через кинокартину проще достучаться до любого поколения. Так я начал думать над сценарием, но получались в основном фрагменты историй, которые никак не складывались в одну сюжетную линию. В один день мой товарищ, звукорежиссер Ярослав Чернобров, прислал мне свои треки для рассмотрения в качестве саундтрека проекта. И вот, прослушивая в наушниках подборку, на одном из треков у меня резко стала рождаться картинка финальной сцены. И вот от этого драматичного финала осенью 2019 года я дописал весь сценарий.
В то время, тема наркотиков не была такой «мейнстримной», было всего одна-две картины и то локальных. Сейчас, помимо проектов, которые Вы назвали, есть много сериалов, где запрещенные вещества играют не последнюю роль, но в то время наш проект мог стать чем-то новым и прорывным. К сожалению, дебютанту, пусть и с двумя высшими образованиями, но без профильного киношного, практически нереально найти финансирование. Мне пришлось снимать в режиме поиска денег на каждый съёмочный день. Но я всегда знал, что «Закрывай Замок на 2 Оборота» - это важный проект и я обязан его доделать. Ведь даже если я смогу донести до 10-20 человек последствия входа в наркомир, то уже все эти усилия были не зря. Хотя, безусловно, я верю, что картину увидят очень много россиян, ее будут показывать в учебных заведениях и родители своим детям, а значит она сможет уберечь больше судеб.
- Выходит, что вы тот самый супергерой, который спасает молодежь всеми доступными способами. Это очень ценно в наше время, таких людей не много. Вы ставили какую-то цель проекту?
- Цель проекта - достучаться до детей и их родителей, показать пути, как втягивают в наркобизнес, как используют трудные ситуации и какие последствия потом ждут всех. А последствия будут. Ловят всех. Так же хочется пробудить в родителях бдительность, как по отношению к своим детям, так и в отношении происходящего вокруг, мотивировать их вести диалоги с детьми и беречь их, а не просыпаться, когда все уже случилось. Чем больше людей будет знать, как вербуют подростков, и чем они занимаются, тем сложнее и страшнее им будет заниматься противозаконной деятельностью. При этом делать это понятным для них языком. Именно из этого расчета я и подбирал актеров. Не тех, кто в каждой рекламе пельменей и уже не вызывают особых эмоций, а новых и талантливых, понятных подростку. Например, после нескольких этапов кастинг на главную роль утвердил Татьяну Марахонич, на тот момент студентку ВТУ имени Щепкина. И уже в августе 2020 года мы приступили к съемкам.
- Насколько мы поняли, в фильме вы выполняете роль и режиссера, и сценариста, местами продюсера, притом, что это ваша первая картина. Сложно ли ворваться в кино сразу с такими нетривиальным и даже некоммерческим сценарием?
- Да, это мой дебют, как режиссера-постановщика полнометражного художественного фильма. До этого, я много лет работал на проектах, как продюсер, актёр, каскадер, сценарист, снимал вирусные видео («черная пантера»*) и клипы, работал в разных съёмочных цехах, так что опыта набрался достаточно. Я не только автор сценария и режиссёр этой картины, я ещё выполняю функции исполнительного продюсера, линейного продюсера, кастинг-директора, художника по костюму, локейшена, администратора, иногда приходилось выполнять задачи художника-постановщика, реквизитора и так далее.
Сложно ли это? Конечно, безумно сложно и энергозатратно: готовить каждый съёмочный день практически одному, снимать, выполняя не только режиссерские задачи, но и задачи других цехов.
В нашей команде есть ещё люди, которые работают в режиме многозадачности. Например, режиссёр монтажа Максим Козинцев. Мы уже давно делаем первичный монтаж проекта, он по совместительству второй режиссёр фильма.
- В вашей картине весьма нетривиальные повороты и второстепенные линии. Сценарий не подчиняется традиционным правилам и линейному развитию событий, но при этом весьма откликается в нашей действительности. Как вы написали эту историю/персонажей? Это личный опыт?
- Я старался сделать историю максимально реалистичной. Прописывая каждую сцену, будь-то допрос или осмотр места происшествия криминалистом, я консультировался с действующими специалистами нужных областей и корректировал сценарий. Конечно, художественный вымысел имеет место быть, но таких сцен немного. Сценарий достаточно линейный, но там есть некоторые интересные моменты, которые не хочется спойлерить. В качестве примера могу сказать, что в фильме будет один персонаж, который появился ненадолго в одной сцене и исчез, однако внимательный зритель в одной из дальнейших сцен увидит то, что даст ему возможность осознать, насколько сильно этот герой повлиял на события фильма.
Единственное, в чем я был уверен, задолго до того, как сел писать сценарий - это то, что у меня будет главная героиня, и звать её будут Есения. На создание персонажа с таким редким именем меня вдохновила героиня Паулины Андреевой из сериала «Метод», которую звали Есения Стеклова. Мне очень понравилось это имя, я почитал про него всю информацию и уже в процессе написания сценария понял, насколько оно чётко характеризует мою героиню. Прототипами некоторых героев стали реальные люди, а часть персонажей - просто собирательные образы. Некоторые сцены фильма написаны на основе реальных событий, свидетелем которых я был, но опять таки, не буду спойлерить, давайте дождемся премьеры и побеседуем еще раз.
- Съемки. Судя по-вашему инстаграм и поисковикам, фильм в производстве уже более двух лет, есть ли дата релиза? Примерная. Какие трудности у вас возникают все это время?
- Фильм в производстве уже 4 года и сейчас на стадии завершения съёмочного процесса. Параллельно идёт черновой монтаж. За это время мы преодолели, действительно, много трудностей, но не отступили. Сначала пандемия заставила сдвинуть подготовку к съемкам. Потом начались финансовые трудности. Я рассчитывал, что сейчас все фонды и общественные организации побегут осыпать проект деньгами, ведь сумма-то нужна мизерная, по меркам кинопроизводства. Осознав, что помощи ждать неоткуда, я обратился к бизнесменам и просто неравнодушным людям, собрал небольшую сумму, начал снимать. Потом подписчики «донатили» на фильм, что-то типа краудфандинга, только через сайт фильма, а не на специализированной платформе, которая берет себе большой процент от сбора. Благодаря этому мы продолжили снимать. Потратив собранные деньги на съёмки, я взял кредит сразу на две смены, провел их и продолжил дальше искать средства. Все так и шло до начала СВО, затем был перерыв длинной почти в год. Я не терял надежды возобновить съёмочный процесс, и судьба меня свела с Камилом Гаджиевым, основателем лиги «Fight Nights», который не остался равнодушен к остросоциальной теме фильма и принял решение помогать проекту, став генеральным продюсером. Несмотря на это, выше головы не прыгнешь, и быстро снимать картину не удается, так как у группы и актеров ещё свои коммерческие проекты и обязательства. Мне приходится лавировать между занятостью всех актёров и группы в поисках общих свободных дней для организации очередной смены. Помимо этого, необходимо учитывать погоду, время года, прически актёров на других проектах и множество других факторов. Сейчас осталось несколько сложных смен, которые мы должны снять до конца октября и начать постпродакшен, который продлится не меньше пары месяцев, поэтому точную дату релиза пока назвать не могу. Хотелось бы успеть к Новому году, но это маловероятно. Реалистичнее выглядит премьера к весне 2025 года.
- Раз упомянули СВО, вопрос про гражданскую позицию: в ваших социальных сетях много патриотизма, поддержка СВО, песни. Но как насчет внутренних дел? Может есть какие-то еще темы, которые вас задевают, и вы бы хотели это изменить?
- У меня обостренное чувство справедливости. Если вижу несправедливость в обществе, меня это тревожит и побуждает к действиям. Например, очень последние темы, которые волнуют: жестокость по отношению к животным, этническая преступность, педофилия, сталкинг и т.д. А ещё меня очень волнует тенденция сужения творческого пространства. Взять, например, наш фильм: очень много в теме запрещенных веществ приходится обходить, обыгрывать или вообще убирать из сценария, чтобы фильм не перешел из категории профилактики в пропаганду. Мне даже бывшие коллеги говорят, что понимают, почему я хочу показать то или иное действие. И это нужно по идее, но по закону сделать не можем. Приходится вырезать некоторые сцены или думать, как их обыграть, чтобы не нарушить закон. Берём закон о пропаганде всего нетрадиционного, да я обоими руками за этот запрет, но как с творчеством быть? А ведь кому-то по сюжету нужен подобный «экстремист», а может и не один, почему не разрешить их упоминание хотя бы в негативном ключе, если это важно для сюжета? Тенденция бесконечных запретов ведёт к тому, что у нас скоро можно будет снимать фильмы и сериалы только про бандитов и полицейских. И то, если не запретят показывать бандитов. Считаю, что министерству культуры надо все же задуматься и оптимизировать запреты, чтобы негативные сценарии мы могли демонстрировать в негативном и образовательном ключе в художественных картинах, а не заставлять зрителя додумывать через метафоры.
- Где планируется премьера фильма? Где его можно будет посмотреть или же скачать, или включить в какие-то социальные активности, может фонды или программы по работе с молодежью? Ведь художественный пример лучше нотаций.
- Изначально планировалось разместить фильм в социальных сетях и на YouTube, показывать его в школах на классных часах. Я снимал фильм так, чтобы можно было сделать и полную версию с возрастным ограничением 18+ и версию для показа в школах с возрастным ограничением 16+, где после специальной экспертизы были бы зацензурированы некоторые слова и изображения, а затем показывать старшеклассникам. Но позже выяснилось, что фильмы на эту тему сразу отправляются в категорию 18+. Поэтому со школами вариант отпал. Думаю фильм выйдет либо в кинотеатрах, либо на одной из платформ, а может и там и там. Если честно, пока у меня стоит задача закончить съёмочный период, как можно скорее, а потом уже видно будет.
У вас интересный актерский состав. В целом, практически все дебютанты или бывшие выпускники. Они разделяют позицию фильма? Образы своих героев? Не страшно ли в начале карьеры связывать себя с социальным проектом?
- Актёрский состав проекта, действительно, интересный и разнообразный: от дебютантов и спортсменов, до артистов, которые прошли в кино довольно большой путь. На главную роль я специально искал юную девушку, студентку театрального ВУЗа, с определенными внешними и актерскими данными, которая на тот момент не ассоциировалась бы с какими-либо проектами. Для привлечения большего количества целевой аудитории и создания максимально органичного образа одного из персонажей я хотел найти рэп-артиста с определенным бэкграундом, связанным с основной темой фильма. Им стал «Птаха», который поддержал идею создания такой картины. Все артисты, которые задействованы в проекте, разделяют позицию фильма на все сто и согласились участвовать в его создании, понимая актуальность и масштаб проблем, связанных с подростковой преступностью в области распространения наркотиков. Несмотря на затянувшийся съёмочный период актёры верят в проект и его пользу, за что от меня им огромная благодарность, как и всей съёмочной группе, генеральному продюсеру и просто неравнодушным людям, которые поддержали проект. Но думаю будет лучше, если вы спросите это у кого-то из актеров лично.
Денис предоставил нам возможность задать несколько вопросов известному рэпперу, который написал легендарные треки и которые есть у каждого в плейлисте.
Давид Нуриев российский рэп-исполнитель о нынешней молодежи, и мерах воспитания подростков.
- Как вы относитесь к производству такого рода картины?
Считаете ли, что она поможет молодому поколению не совершать ошибок и не связываться с запрещенными веществами?
- Не думаю, что какая-либо картина способна кардинально повлиять на ситуацию. Возможно, если хотя бы 100-200 человек поймет смысл, а так же, последствия данной деятельности, это уже победа!
Многие думают "нет, меня не поймают, меня не посадят". Но наше законодательство слишком сурово. Считаю, для оступившихся впервые, должны быть другие наказания. Иногда люди идут на это не с целью наживы, не для того, чтобы купить себе дорогие игрушки, идут от нужды, в попытках помочь семье просто выжить. Думаю, это должно браться в расчет судом и силовиками. Я не оправдываю таких людей, но всё же, есть разные ситуации, я по себе знаю, как это бывает. Надеюсь, что этот фильм поможет донести то, чем может закончиться этот путь. Его перспективы. И неизбежное наказание.
- О социальных нормах. Как вы считаете, какие инструменты нужно применять к снижению популярности запрещенных веществ? Возможно ли зарубить эту тенденцию «мягкими способами», а не запретами и осуждениями.
- Запреты всегда несут за собой желания, как в библии с Адамом и Евой. Важно учитывать эту тонкую грань. Не всегда ограничения могут решить проблему. Взять алкоголь, который в полном доступе, на каждом углу, кто-то решил, что он будет продаваться и это норма, хотя от него проблем не меньше. Убийства, скандалы, моральное падение, полное разложение личности и общества, но он продается. Как объяснить это молодым? Почему это можно, а что-то другое плохо? Все зарождается с семьей: папа пьет пиво, мама вино, а то и семейные застолья, с водкой, это «традиция», которая уже с самых ранних лет ломает внутренний запрет у ребенка. И как в такой атмосфере доносить? Только личным примером, новыми яркими героями. И все это надо делать, как дома, так и в образовательных учреждениях. Образование в России – это обширная тема. Школы не растят личность, они пичкают мозг информацией, которая в основном будет забыта, но нет никаких воспитательных предметов. Нет идеи, нет ничего того, что в детях вскармливала бы мораль, честь, достоинство. Подростков учит интернет, блогеры и наука потребления. Были пионеры, октябрята, вот где была идея! Такая идеология и формат рождал отсутствие желающих употреблять запрещенные вещества и другие допинги. Для них это было аморально, ниже их самооценки. Надо убирать повсеместную продажу алкоголя, надо ограничивать родителей в их возлияниях при детях, нужно много чего, но никто это делать, к сожалению, не хочет. Нет тех локомотивов, кто своим личным примером начнет прививать традиционные взгляды и ценности, нет предмета, который научит критическому мышлению. Зато есть «хайп» и блогеры, которые ежедневно пичкают молодежь грязными трендами и подменой ценностей. Это долгая работа, а данный фильм - это маленький кирпич в стене. Но надеюсь найдутся и другие неравнодушные, и ситуация начнет меняться в лучшую сторону.
- А как, на ваш взгляд, все же ускорить этот процесс? Как доносить правильные устои и ценности?
- В первую очередь, за наше будущее и будущее наших детей ответственны только мы сами. Каждый из нас. Пока мы не начнем думать о последствиях, о том, что мы сами несем в общество и показываем личным примером, не будем соблюдать нормы - всегда будет проблема подобного характера. Может это будут не вещества, а что-то другое, но необходимо не запрещать, а менять отношение, чтобы это было не круто и не трендово. Нельзя запретами и осуждениями решать такую глобальную проблему, это невозможно. Страх не приносит осознания, почему это плохо. Он просто говорит "оступишься - сядешь"! Вот и все. Но молодежь продолжает прыгать по крышам домов, и любыми путями ищут запреты, чтобы их нарушить, какой закон может их напугать?
Вспомните себя в детстве, и понятно будет многое…
Вообще хочется сказать, что проблема запретных веществ среди подростков требует внимательного подхода со стороны общества, родителей и образовательных учреждений. Данный фильм может служить мощным инструментом для обсуждения этой темы, помогая молодым людям осознать потенциальные риски и последствия своих действий через понятные образы и ситуации. Образовательные программы и открытые разговоры о вреде вредных веществ, могут помочь снизить уровень их употребления среди подростков и поддержать их на пути к здоровой жизни. Работа Дениса Левчука открывает новые горизонты для понимания сложных вопросов и вдохновят зрителя на активную позицию, а главная картина говорит с подростками и молодежью их языком: языком видео, фильма и бытовых ситуаций. Искусство действительно может изменить мир, и социальная драма — один из способов сделать это.
Тизер фильма вы можете посмотреть у нас в ТГ-канале
ТГ Денис Левчукинстаграмм* Денис Левчук
ТГ Давид Нуриев
инстаграмм* Давид Нуриев
инстаграмм* - пренадлежит корпорация Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России
беседу вела Нелли Минеева*
В завершении, фото со съемочной площадки картины «Закрывай Замок на 2 Оборота»: